August 5, 2021

Множество фотографий запечатлели китайский марсоход Zhurong на поверхности Марса

Чжуронг и место его посадки захвачены орбитальным аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Зеленые точки – это посадочный модуль и марсоход.Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения / УАризона.

Китайский марсоход Zhurong был сфотографирован мощными камерами на борту нескольких космических кораблей, кружащих над Марсом. Одно из изображений – цветной снимок с высоким разрешением (вверху), сделанный орбитальным аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) – предлагает ученым чрезвычайно подробный вид места посадки.

“Это невероятно!” – говорит Питер Гриндрод, планетолог из Музея естественной истории в Лондоне. Фотография, сделанная 6 июня, также показывает, что Чжуронг добился разумного прогресса, пролетев 22 метра от посадочного модуля. «Вождение по Марсу, кажется, идет нормально, – говорит он.

По словам Альфреда МакИвена, планетолога из Университета Аризоны в Тусоне и главного исследователя исследовательской группы, это изображение, полученное с помощью Научного эксперимента по визуализации изображений с высоким разрешением (HiRISE), созданного MRO, предлагает лучший на сегодняшний день обзор опасностей и научных целей на поверхности. Камера HiRISE.

Дополнительные черно-белые изображения, опубликованные Национальным космическим управлением Китая (CNSA) 7 июня, были сделаны космическим кораблем Tianwen-1, который доставил Zhurong на Марс. В более низком разрешении, чем изображение НАСА, они показывают место посадки марсохода как до, так и после его прибытия. И сегодня CNSA опубликовало еще одну серию изображений, в том числе снимков марсохода и посадочного модуля, снятых съемной камерой, которую марсоход выпустил в десяти метрах от платформы (ниже). Другие изображения, сделанные камерами, установленными на марсоходе, включают 360-градусную панораму с вершины посадочного модуля и еще одну панораму платформы с расстояния примерно в шесть метров.

Фотография сделана марсоходом Zhurong Mars самого себя и его посадочной платформы на поверхности Марса.

Чжуронг сделал это селфи с помощью съемной камеры, которую она опустила на землю. Предоставлено: Цзинь Ливанг / CNSA / Xinhua / ZUMA Press

Zhurong приземлился 15 мая, и на его миссии уже почти месяц. 22 мая он съехал с аппарели посадочного модуля, и CNSA подтвердило, что его приборы работают.

Выявление интересующих особенностей

НАСА и CNSA не сотрудничают в этой миссии, но МакИвен говорит, что изображение HiRISE может быть использовано китайскими исследователями, чтобы помочь проложить маршрут Чжуронга. «Может быть, они увидят что-нибудь интересное», – говорит он.

Изображение HiRISE показывает посадочный модуль и марсоход в искусственных цветах в виде зеленых пятнышек в море красной пыли. Более темное пятно вокруг посадочного модуля, вероятно, является следом взрыва, созданным шлейфами двигателя во время посадки.

Более яркие изогнутые элементы, вероятно, представляют собой песчаные дюны, известные как поперечные эоловые хребты. В необрезанной версии изображения (не изображено) HiRISE также запечатлел выброшенный парашют, а также остатки входной капсулы.

По словам МакИвена, как и было предсказано на основе исторических снимков места посадки, исследованных после прибытия марсохода, и снимков, сделанных самим Чжуронгом, местность кажется гладкой, ровной и идеальной для езды.

Изображение с двумя панелями, показывающими поверхность Марса до (слева) и после (справа) приземления китайского марсохода Zhurong.

Изображения CNSA, показывающие поверхность Марса до (слева) и после (справа) приземления Чжуронга.Предоставлено: CNSA.

На изображении CNSA (вверху справа) спускаемый аппарат и меньший орбитальный аппарат видны как два белых пятнышка на более темных чернильных пятнах образца взрыва. Яркие пятна внизу на изображении – это капсула, тепловой экран и парашют, которые помогли замедлить его спуск через атмосферу Марса. Небольшие кратеры и яркие дюны украшают ландшафт – они также видны на новых снимках, сделанных Чжуронгом.

В пределах досягаемости Чжуронга

По словам Джозефа Михальски, ученого-планетолога из Гонконгского университета, снимки CNSA и NASA выявляют интересные особенности. К востоку от марсохода есть небольшой кратер и валун размером в полметра, вероятно, выброшенный из кратера.

Примерно в 50 метрах к югу находится большая яркая песчаная дюна, тип которой ранее не изучался, говорит Сяо Лонг, планетарный геолог из Китайского университета геолого-геофизических исследований в Ухане, который надеется, что это будет первая остановка Чжурун.

Михальский говорит, что более крупный кратер шириной 200 метров в нескольких сотнях метров к северу усеян камнями, выброшенными в результате удара, который его создал, что может выявить то, что находится прямо под поверхностью планеты.

По его словам, это, вероятно, находится в пределах досягаемости марсохода. Аналогичный китайский марсоход на Луне, известный как Юту-2, прошел более 700 метров за более чем 2 года, что дает представление о том, что может быть возможно для Чжуронга (см. Изображение ниже).

Топографическое изображение поверхности Марса с местом посадки китайского марсохода Zhurong

Изображение места посадки в искусственных цветах, полученное Джо Михальски, показывает изменение высоты и расстояния, которое может преодолеть марсоход.Предоставлено: НАСА / MSSS и ESA / DLR.

МакИвен говорит, что его команда вскоре планирует опубликовать изображение стереопары, показывающее два немного разных вида зоны приземления, которые можно объединить, чтобы выявить трехмерную форму поверхности. Они также планируют запечатлеть детали к западу от существующего изображения, в том числе насыпь из ямки на расстоянии примерно 7 километров, которая может быть грязевым вулканом.